Мнемотехника GMS
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Трудности обучения детей мнемонике

Перейти вниз

20160906

Сообщение 

Трудности обучения детей мнемонике Empty Трудности обучения детей мнемонике




Трудности обучения детей мнемонике

Общепринято, что обучение детей на курсах мнемотехники начинается с 14-ти лет. А учитывает ли возраст ребенка школьная программа? Странный вопрос, да?

Мальчик, 12 лет. Начинает учиться в 6-ом классе. По истории изучают историю средних веков.

Методисты по мнемотехнике считают, что 12-ти летнему ребенку ещё рано запоминать хронологическую таблицу по истории средних веков. Но школьные методисты так не считают. Может быть они и правы. Применяется так называемое опережающее обучение. Ребенок должен подтягиваться за программой обучения. Программа обучения не должна подстраиваться под уровень ребенка и, тем самым, тормозить его развитие, оставляя на том же уровне.

Какие проблемы возникают у ребенка при запоминании в школе и с помощью мнемоники? В школе проблем с запоминанием особых нет, так как запоминать никто ничего не просит. Слушают объяснения учителя, выполняют домашние работы, подглядывая в учебник. Наглядно-образное мышление. Информация всегда перед глазами. И в школе, и дома. И даже на контрольной работе - шпаргалки.

Но в мнемонике другие стандарты. Нужно не просто запоминать точно и последовательно. Нужно вспоминать без наводящих вопросов! Задание немыслимое для школьных учителей.

Какой штат США в списке идет до штата Флорида и после штата Флорида?

Выпиши шесть исторических дат с адреса (в памяти) 01.5, третья часть ярлыка.

Или воспроизведение информации по числам даты. Какому событию принадлежат даты 1689 - 1702?

Или запиши 12 формул по теме "Работа. Мощность", физика, 7 класс. Можно указать адрес информации в памяти.

У двенадцатилетнего ребенка не возникает особых проблем с запоминанием большого количества образов и с навигацией по сети образов в памяти.

Проблема возникает с процессом кодирования. Кодирование - это преобразование информации в образы и наоборот, декодирование - считывание информации по образам в памяти.

Ведь мнемоника - это конспектирование с помощью зрительных образов, система внутреннего письма. Образы - элементы конспекта - записываются непосредственно в память.

Проблема с маленьким словарным запасом у ребенка и с низким уровнем знаний об окружающем мире. Именно это затрудняет процесс кодирования.

Например, запоминаем список штатов США. Все запомнили, все отлично воспроизводится по памяти. И вдруг выясняется, что 12-ти летний ребенок не знает, что такое штаты. Случайный вопрос "А что такое штаты, которые ты запомнил?" выявляет проблему. Наверное, это названия американских городов?

История 6 класс (детям 12 лет).

Подписание английским королем Великой хартии вольностей? Для ребенка слово хартия - пустой звук. Образование английского парламента. Что такое парламент? Может быть сигареты? Созыв Генеральных штатов во Франции. Ребенок может понят это как генеральские штаны, сборище генералов?

Элементарное незнание родного языка, очень низкий словарный запас. Если мы беремся обучать ребенка мнемонике, разумеется, мы должны брать в качестве упражнений материал из школьной программы соответствующей его возрасту, чтобы обеспечить опережающее обучение. Возникающие сложности можно компенсировать тщательным объяснением каждого слова, которое взрослому кажется понятным, но является новым для ребенка. Это сильно затягивает процесс обучения мнемонике. И приходится постоянно помогать ребенку с процессом кодирования. А ведь суть обучения мнемонике - научить человека кодировать любую информацию самостоятельно.

Мы можем обучать детей мнемонике, например, с 12-ти лет. Но нам нужно давать готовые примеры кодирования. И не следует ожидать от этого возраста, что ребенок станет эффективно кодировать информацию самостоятельно. То есть, можно обучить базовым приемам и техникам запоминания и забить в память большое количество примеров правильного кодирования. На основе этих примеров ребенок будет пытаться кодировать информацию самостоятельно по аналогии.

Пример. (Вы сами попробуйте закодировать эту дату в комбинацию образов. Внизу статьи дается картинка-подсказка.)

Даты правления английского короля Вильгельма 3 Оранского, 1689-1702.

Числа ребенок легко закодирует в образы, так как даются заранее составленный набор образных кодов чисел: ШиФР - ЗоНТ.

Проблема возникает с самостоятельным кодированием в образы частей информации "английский", "король", "Вильгельм 3", Оранский. В этом случае 12ти летнему ребенку нужно не просто подсказывать кодирование, но давать иллюстрации в виде картинок, выполненные на Фотошопе профессиональным мнемонистом. Пусть ребенку трудно кодировать самостоятельно, но он хотя бы будет обучаться этому искусству на правильных примерах.

Если вы хотите обучать детей с 12-ти лет полноценной Системе запоминания, необходимо давать большое количество иллюстративного материала с готовыми ассоциациями.

Другая проблема - низкая мотивация. Ребенок не понимает, зачем ему все это помнить. Зачем его заставляют точно запоминать названия штатов, названия рек, названия городов, длинную хронологическую таблицу.

Например, в списке штатов США и в хронологической таблице по истории средних веков, собраны все приемы мнемотехники. Это комплексные упражнения на отработку базовых приемов запоминания. Нужно проанализировать уже запомненный материал и ещё раз показать где какие приемы запоминания применялись.

Третья проблема - сознательное повторение по памяти больших объемов уже запомненного. В школе не заставляют делать ничего подобного. Поэтому для ребенка такие задания кажутся очень необычными. Постепенно нужно внушить мысль, что долговременное сохранение информации, а также перевод информации из одного вида памяти в другой (из зрительной в речевую), требует многократного просмотра образов в своей голове. Необходимо вырабатывать привычку регулярно просматривать содержание своей памяти (по адресам), для закрепления нового материала и ля профилактики долговременного сохранения.

Вырабатывать привычку просматривать память в фоновом режиме. Не садиться специально за письменный стол, а в любое свободное время, в любую свободную минутку обращаться к содержанию своей памяти. Чтобы постепенно научиться осуществлять навигацию по информации в голове свободно, без видимых со стороны затруднений.

Обучение мнемонике - это не только обучение запоминанию. Это ещё и обучение свободному припоминанию, воспроизведению информации. Для этих целей в процессе обучения создается маленькая "база данных" с иллюстрациями разных техник запоминания, объемом примерно в четыре машинописные страниц, на которой ученик отрабатывает свободную навигацию по информации.

Если мы хотим обучать мнемонике ребенка с 12-ти лет, в первую очередь нужно его желание учиться. Или хотя бы чтобы он сильно не сопротивлялся. И приготовьтесь создавать на Фотошопе огромное количество иллюстраций, показывающих применение разных приемов кодирования. С запоминанием связей между образами у ребенка в этом возрасте проблем нет. Все запоминает как фотоаппарат, практически с первого раза.

Но есть проблемы с долговременным сохранением связей из-за отсутствия привычки просматривать созданные связи для их закрепления.

В школе не обучают системе внутреннего письма (конспектирования) с помощью зрительных образов, и этот способ записи для ребенка является новым и очень необычным. Но мозг ребенка пластичный и быстро приспосабливается к новому способу записи информации непосредственно в память мозга.

Ни о каком самостоятельном обучении мнемонике в этом возрасте не может быть и речи. Нужны специально подготовленные (хорошо иллюстрированные) уроки с преподавателем и каждодневный контроль со стороны родителей. От родителей требуется, чтобы они постоянно спрашивали, постоянно проверяли память ребенка. По материалам, которые предоставляет родителям преподаватель мнемотехники.

Это и последовательное воспроизведение, с выписыванием на бумагу или устное с записью на диктофон, для последующей проверки.

Воспроизведение по адресам в памяти.

Воспроизведение рядом стоящей в последовательности информации.

Воспроизведение по вопросам, без перебора в памяти последовательностей.


Пример записи с помощью образов даты

Вильгельм 3 Оранский, английский король, 1689 - 1702

Вилы, гель, 3 оранжевых ... кроль, английская телефонная будка, ШиФР, ЗоНТ.

Трудности обучения детей мнемонике V3o
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 325
Дата регистрации : 2016-05-09
Возраст : 61
Откуда : Москва

http://www.mnemonikon.ru/index.htm

Вернуться к началу Перейти вниз

Опубликовать эту запись на: reddit
- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения